Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество как таковое представляет собой сложный организм, целую систему самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении и регулировании. В цивилизованном обществе для целей регулирования складывается система нормативных регуляторов, таких, как: обычаи, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные нормы и нормы права.
Социальные нормы имею отличия друг от друга, во-первых, по своему генезису (происхождению), способам формирования (создания) и, во-вторых, по способам обеспечения. Право отличается от других регуляторов по своей связи с государством: оно формируется, создается государством и им же обеспечивается соблюдение права.
В системе социального регулирования праву отводится главное место в силу тех качеств, которыми оно обладает, и здесь немаловажное значение имеет культура.
В широком смысле, под культурой понимается все то, что создано человечеством благодаря его умственному и физическому труду. А в более узком смысле под культурой понимается идейно-нравственное состояние общества, которое выражается в его идеологии, быте, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства и литературы, а также в системе нормативного регулирования.
Под правовой культурой понимается все, что создано человечеством именно в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, а также юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки норм законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов и юристов-профессионалов – это в широком смысле ее понимания.
Правовая культура в узком смысле слова представляет собой уровень знания членами общества собственно норм права, уважительное отношение к нему, обеспечение высокого престижа права в обществе.
Актуальность темы заключается в том, что правовая культура является важным условием и средством укрепления законности и правопорядка в обществе, его безопасности и нормального функционирования. Особенно важна здесь юридическая культура работников государственного аппарата.
Целью данной работы является характеристика правовой культуры общества, граждан и должностных лиц.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-рассмотреть основные подходы к пониманию культуры как общественного явления;
-рассмотреть понятие и виды правовой культуры;
-охарактеризовать показатели уровня правовой культуры российского общества;
-рассмотреть пути повышения уровня правовой культуры российского общества.
Теоретической основой работы стали труды следующих авторов: Лазарева В.В., Протасова В.Н., Черданцева А.Ф., Новицкого И.Б., Лунц А.П.
В качестве источников информации были использованы нормативно-правовые акты, а также научная и учебная литература.
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ
Культура является неотъемлемой чертой жизни общества, поэтому она неразрывно связана с человеком как социальным существом. Понятие духовной культуры можно использовать в более или менее широком смысле, иногда оно отождествляется со всем продуктом человеческого интеллекта. Однако чаще всего имеется в виду только искусство, наука, религия. В истории культурного образования есть ряд особенностей, например, накопление культурных ценностей идет в двух направлениях, а именно:
-первая линия накопления культурных ценностей заключается в передаче их от одного поколения к другим поколениям. Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не только передаются из поколения в поколение, но и сохраняются в течение длительного периода времени, на протяжении жизни многих поколений.
-вторая линия накопления ценностей - это прямое создание этих ценностей. Но создание нового становится созданием культурных ценностей только тогда, когда оно приобретает общественное значение, ценность для всего общества. Таким образом, накапливаются духовные ценности.
Культура объединяет всю духовную и материальную жизнь общества в единую систему, в которой «разрезы» духовной жизни общества представляют собой явления культуры, в частности духовной культуры, поэтому она анализируется для выявления сущности самой культуры .
Деятельность человека, какого бы рода она ни была, в конечном счете сводится к производству материальных или духовных благ и ценностей. Эти сферы деятельности отличаются друг от друга как по способу их реализации, так и по результатам, а также в общественных целях. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, способность использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать их из поколения в поколение составляют сущность культуры. К культуре относится все, что противостоит природе, то есть первозданной природы как чего-то, что было культивировано и создано трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, №6-ФКЗ и № 7 –ФКЗ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) /http://www.consultant.ru/
2. УПК РФ в последней действующей редакции от 1 января 2021 года.// [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2021 г.) // СПС «Гарант» - Обн. 26.12.2021.
3. Федеральный закон РФ «О полиции», от 05.04.2021 № 80-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 21.12.2021 № 424-ФЗ)// http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102145133
Специальная литература
4. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация.//Государство и право. 2017. №6 .С.12-19.
5. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М.: Мысль, 2020. –343 с.
6. Ф. Аквинский. О правлении властителей. /Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. 2017. –С.413.
7. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 2017. - 567 с.
8. Булатов А.С. Содержание принципа теории разделения властей. М.: Юрист, 2018. - 459 с.
9. Бердяев Н.А. О культуре. М.: Флинта, 2018. – 215 с.
15. Венгеров А. Б. Подходы к типологии государства. М.: Юрист, 2020. – 312 с.
10. Глухов О.Р. Правовая культура и ее основы. М.: Юриспруденция, 2019. – 245 с.
11. Гоббс. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. //Юриспруденция. Сочинения. №15. 2019. -С.23-40.
12. Дымов П.Н. Обществознание. СПб.: Нева, 2019. – 273 с.
13. Емельянов Б.В. Введение в философию. М.: Юнити, 2017. – 320 с.
14. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 2018. – 768 с.
15. Лазарев В.В., С.В. Липень. Теория государства и права. М.: Спарк, 2019. – 562 с.
16. Назаров Н.В. Основы культурологии. М.: Орел, 2018. – 420 с.
17. Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
18. Разумович Н.Н. Источники и форма права. //Государство и право. 2018. №3. С. 20-27.
19. Спиркин А.Г. Культурология. М.: Гардарики, 2019. – 380 с.
20. Ухтомин А.А. Государство как институт политической системы. //Юрист. 2018. № 11. С. 26.
21. Усачев Р.Д. Основы культурологии. М.: Юрист, 2018. – 410 с.
22.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2019. – 310 с.
23. Язич Л.С. Сущность права. М.: Мысль, 2017. – 190 с.